В конце мая стало известно, что Александр Ван дер Беллен, профессор экономики из Австрии, на президентских выборах набрал 50,3 %.
К этому времени уже было известно, что дедушка и родители кандидата оставили огромный след в истории Псковской губернии.

В Австрии его часто называют по-русски – Саша, он женат и имеет двух взрослых сыновей. Александр Ван дер Беллен – поклонник комиксов о Скрудже Макдаке и курильщик, не делающий тайны из пристрастия к табаку. В мае 2004 года Ван дер Беллен был награжден Почетным знаком «За заслуги перед Австрийской Республикой» с золотой звездой. Его дед (и полный тезка) руководил Псковской губернией в 1917 году, сразу после Февральской революции. Родители также жили в Пскове.

В Госархиве Псковской области сохранился формулярный список (аналог современной трудовой книжки), из которого удалось узнать, что дед нынешнего президента – Александр – лютеранского исповедания, родился в 1859 году, происходил из семьи псковских дворян. Учился в Санкт-Петербургском учебном заведении, в 1885 году стал чиновником особых поручений Псковской казенной палаты, затем – почетным мировым судьей в Островском уезде, а с 1890-го назначен членом Псковской губернской земской управы.

У деда нынешнего президента было пять детей, и один из сыновей – Константин Александрович – был одноклассником известного псковского писателя Каверина. Предположительно, в Комиссаровском переулке (раньше переулок назывался Кантонистским) находился дом Александра Фон-дер- Беллена. Само строение до наших дней не сохранилось.

Мы обратились к Валерию Кузьмину, директору Государственного архива Псковской области, с просьбой рассказать все о реалиях того времени, когда Фон-дер-Беллен возглавил Псковскую губернию.

Не губернатор, а комиссар
– После отречения 2 марта 1917 г. Николая II от престола власть в России перешла к Временному правительству, сформированному из представителей политической элиты. В него вошли крупные государственные деятели того времени: Георгий Львов, Александр Керенский, Александр Гучков и др. Своими действиями Временное правительство попыталось задать новый вектор развития нашей страны: были ликвидированы гражданские суды, охранные отделения, Отдельный корпус жандармов (так называемая политическая полиция); была объявлена политическая амнистия; полиция расформировывалась, вместо нее была введена милиция. Разумеется, реформирование коснулось государственного управления: от руководства регионами были устранены губернаторы, вместо данной должности вводились губернские комиссары Временного правительства.

Дворянин и чиновник
Первым губернским комиссаром Псковской губернии был назначен Александр Фон-дер-Беллен. Псковский дворянин к тому моменту уже четверть века работал в системе местного самоуправления, занимая пост председателя губернской земской управы, и, как никто другой, имел полное представление о ситуации в регионе. 9 марта Беллен призвал псковичей помочь Временному правительству, не допускать «никаких бесчинств, порчи или расхищений имущества». «Бывшее насилие сверху пало! – писал Беллен. – Не создавайте же вновь насилия снизу!»

Полицию заменил милицией
Опасения комиссара были не напрасны, поскольку реформы Временного правительства помимо либерализации многих сфер жизни имели еще и массу негативных последствий. Так, например, из тюрем вместе с политзаключенными выходили преступники, осужденные за реальные уголовные преступления, а реформа в армии привела к разрушению принципа единоначалия. И это все происходило на фоне, когда полиция, по сути, перестала существовать. 7 марта Беллен направил председателям уездных земских управ и земским начальникам сообщение о том, что вместо полиции учреждается милиция, самоуправлению предписывалось установить контроль за имуществом полиции, а чинам полиции – готовиться к отправке на фронт. В ряды милиции вступали крестьяне, рабочие, служащие, учащиеся – те, у кого опыта работы в полиции, разумеется, не было.

На пути к голоду
Кроме этого, следует помнить, что уже четвертый календарный год продолжалась Первая мировая война. Экономический, продовольственный, топливный кризисы были давними спутниками военных событий. Еще в начале 1917 г. в Пскове на заседании городской думы был заслушан доклад о положении продовольственного дела. Незадолго до этого в городе были установлены твердые цены на товары, что усложнило ситуацию с покупкой продуктов. Торговые фирмы сначала в ожидании твердых цен, затем в надежде на их отмену воздерживались от каких-либо продаж. С другой стороны, в губернию сократился ввоз продовольствия, и достать его по более высокой цене было не всегда возможно. В Пскове особенно ощущался недостаток круп, масла и даже основных продуктов – ржаной и пшеничной муки. За два месяца в Псков поступило всего 76 вагонов муки, что для 75 000 населения города было чрезвычайно мало. Кроме того, в Пскове находились войска Северного фронта, по некоторым подсчетам – около 30 000 человек, а также персонал многочисленных военных учреждений, проходящие и проезжающие воинские команды, временно пребывающие в городе крестьяне и рабочие. Если уровень поставок в город сохранится на прежней отметке, отмечалось в докладе, то это будет грозить населению недоеданием и, как следствие, более серьезными последствиями.

Появились приюты для беженцев
Из-за скороспелых реформ последовал развал системы органов власти на местах. Так, с 1916 г. надзор за охраной укрепленных позиций, а также за их сохранностью был возложен на уездных исправников (т.е. начальников полиции конкретных уездов), которые командировали для охраны объектов полицейских урядников и стражников. Из-за расформирования уездных полицейских управлений и разоружения полиции многочисленные склады остались без охраны. Эту проблему предписывалось решать губернскому комиссару при помощи милиции. Чтобы понять масштаб проблемы, можно привести следующие цифры: только в Островском и небольшой части Опочецкого уезда находилось более 80 км укреплений, на которых должно было быть организовано 60 сторожевых участков.

Еще одной проблемой, которую тянула за собой война, стала проблема беженцев. По данным на конец 1916 г., в пределах Псковской губернии осело около 27 000 беженцев (более половины из этого числа – в Пскове). 10 000 латышей, более 6 000 поляков, 3 000 литовцев и др. бежали от войны на восток и оказались на Псковщине. В это время в губернии работало более 30 организаций, которые осуществляли помощь вынужденным переселенцам – питание, кров, обеспечение работой. В апреле 1917 г. в губернии действовало 27 приютов для беженцев, причем не только в губернском и уездных городах, но и в небольших населенных пунктах. Например, более 150 детей размещалось в приютах Торошино Псковского уезда. Организация помощи и взаимодействия всех ветвей власти в этом направлении лежала на губернском комиссаре.

Покинул пост
Также в Пскове в этот период активную политическую деятельность вели представители социалистических партии – меньшевики и эсеры, которые жаждали получить реальную власть в губернии. В итоге после почти пятимесячной работы, не в силах больше сопротивляться колоссальному давлению со стороны противоборствующих сил, 58-летний Беллен по формальному поводу (состояние здоровья) в конце июля 1917 г. оставил свой пост.

Мог уехать, но остался
Вклад Александра Фон-дер-Беллена в историю Псковщины еще только предстоит оценить, однако уже сейчас можно констатировать, что он работал в условиях грозящей эвакуации, тотального кризиса, бесконечных совещаний, встреч, в условиях невозможности оценить, к чему приведут те или иные принятые решения. Как дворянин и человек, очевидно, не бедный, он принял на себя эту должность не из-за материальных соображений. При этом он мог со всей семьей гораздо раньше отбыть «на воды» в любой из тихих западных городков и пересидеть смутные времена. Вместо этого в нелегкое время Александр Фон-дер-Беллен решил остаться на Родине и попытался участвовать в ее нелегкой судьбе.

Кстати
В 1919 году семья переехала в Эстонию, в том числе и дедушка с бабушкой, и отец будущего президента. В 1940 году семья отправилась дальше – на Запад. Сначала бежали в Вену, где 18 января родился будущий президент. В конце 1944 года – начале 1945 года семья перебралась в Тироль, где Ван дер Беллен-старший смог начать работать в сфере внешней торговли и к тому же воспитывать будущего президента.

Валерий Кузьмин, директор Госархива Псковской области
http://pravdapskov.ru/rubric/4/13790